Памятник В.И. Ленину

Памятник В.И. ЛенинуВ 1908 году 18 мая состоялось торжественное открытие памятника графу П.П. Шувалову. Практически, это первый и единственный монумент той поры в нашем городе. Известный иссле­дователь пермской старины В. Весновский в своей книге "Исторические памятники. в Пермской губернии" (Пермь, 1915) дает такое его описа­ние: "В Лысьвенской волости: памят­ник графу Шувалову, бывшему вла­дельцу Лысьвенского горного округа; сооружен на средства служащих и рабочих округа в 1904-1907гг. Стоимость его выразилась в сумме 30141 р.70коп.»

Ha постаменте памятника и по насто­ящее время сохранилась надпись "Лепилъ скульпторъ Шервудъ". Даже под
многочисленными слоями краски ее можно прочитать. Кто же он, Леонид Владимирович Шервуд? Русский и
советский скульптор, автор многочис­ленных монументов в России и СССР.

Сын В.О. Шервуда (1633-1897), архитектора­ (автор здания Исторического музея на Красной площади в Москве)
и скульптора (автор уникального памятника гренадерам-героям Плевны в Москве. Памятник полностью отлит из чугуна).

Не исключено, что в образе Шува­лова автор стремился выразить свое неоднозначное отношение к России того времени - после поражения первой русской революции. Сама трактовка образа графа - его уверенная поза хозяина, подавшегося вперед, обозре­вающего свои владения, - создает такое впечатление. Руками, мощно упирающимися в каменный выступ пьедестала, он символизирует силу несокрушимую, вечную. Вся фигура его напряжена в каком-то порыве духовных и физических сил. Явным диссонансом внутреннему напряжению портретируемого стали ноги графа... в широких генеральских шароварах, одна заложена за другую. Во всем чувствуется влияние творческой манеры П. Трубец­кого, Огюста Родена. Это импрессивность лепки, подача вперед мощных масс, напряженность, внутренняя ди­намика образа. В этом тонком, дели­катном вопросе последнее слово, ко­нечно, за профессионалами-искусст­воведами. Простой народ оценил образ по-своему, прозвав его „"Медведь".

Отношение к памятнику графа П. П. Шувалова, стоявшему вна­чале за высоким забором, где велись строительно-монтажные рабо­ты, затем к затянутому белым полотном перед торжественным открытием, было, выражаясь языком дипломатии, неадекватным с самого начала. Дальнейшая его судьба известна по многочисленным публикациям.

  1. Мемориал Вечной славы
  2. Скульптурная галерея Героев Советского Союза - лысьвенцев
  3. Памятник В.И. Ленину
  4. Памятник "Героям, павшим за революцию"
  5. Могила и памятник Г.М. Жданова
  6. Памятник героям гражданской войны
  7. Памятник первым комсомольцам города
  8. Памятник на могилах участников Великой Отечественной войны, умерших в госпиталях города
  9. Памятник учащимся и учителям школы №3, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны
  10. Памятная стела, посвященная 200-летию металлургического завода
  11. Памятник Карякину
  12. Стела Иванову
  13. Свято-Троицкий крест
  14. Памятная доска в честь Зануции в Лысьвенском парке
  15. Памятник Пушкину
 
 
 
 

Торжество открытия было ярко иллюминировано. Родственники и гости, высокопоставленные должностные лица Пермской губернии, Лысьвенского гор­ного округа при малом скоплении местного населения открыли монумент. Было воскресенье, и в предвкушении обильного угощения гости забыли о тех, кто отказался участвовать в этом «мероприятии». Пролетарские массы Лысьвы под воздействием проведенных агитационно-пропагандистских бесед большевиков решительно бойкотирова­ли открытие памятника "кровопийце", "узурпатору", "эксплуататору".

Свои классовые чувства, подвыпившие рабочие, проявляли своеобразно. По выходе из пивной, оглянувшись по сторонам, они направлялись к памятнику и били бутылки о выдающуюся, тыльную сторону бронзо­вой фигуры графа.

Во избежание дальнейших безобра­зий власти вынуждены были обнести памятник мощным деревянным забором, установить электрическое освещение.

После свержения самодержавия сбро­шенное с пьедестала в пыльную траву у дороги это произведение русского мо­нументального искусства пребывало там до той поры, пока не было использовано в народнохозяйственных целях. Бронза и раньше была в цене...

Постамент, выполненный из пиро­ксенита (разновидность базальта), со­хранился. Свинец, вчеканенный между блоками монумента для герметичнос­ти, местные пацаны сумели выковы­рять для своих рыбацких нужд. Меж­блочные щели расширились.

Случилось так, что монумента не стало, остался лишь пьедестал. Но история его на этом не кончается.

Продолжительное время пустовавший в центре Лысьвы пьедестал смотрелся, как всадник без головы. Но, как изве­стно, "свято место пусто не быва­ет", и вскоре на него торжественно водрузили... бюст Карла Маркса. По габаритам скульптурное извая­ние мыслителя лучше вписалось бы в интерьер солидного кабинета. Но... До весны 1938 года сей синтез мощного глыбообразного основания и скромного бюста существовал «в органическом единстве». По свидетельству ныне покойного­ краеведа А.А Карякина, "летом 1937 года к пьедесталу графского памятника привезли три грубо ско­лоченных ящика, в которых были три составных части скульптурной фигуры Ленина - плод ширпотребовского творения. Эти три части были собраны на цементном ра­створе...'. Таким образом, 60 лет назад фигура вождя появилась в исторической части города.

Такова история этого пьедестала в центре Лысьвы, неотъемлемой части памятника В.И, Ленину, каковой воспринимают его многие поколения лысьвенцев с весны 1938 года.

Памятник закреплён за ЛЧПФ.

Hosted by uCoz